Почему Google отрекся от своих принципов и возвращается в Китай

Для того, чтобы хоть как-то оправдать свое решение общественности и сотрудникам генеральный директор компании Сундар Пичаи даже придумал лозунг: “Google для всех. Мы хотим присутствовать в Китае и предоставлять свои услуги китайцам. Я забочусь о том, чтобы Google был в каждом уголке земного шара”. Но вряд ли дело только в этом.

Какими бы не были официальные мотивы компании, но виной всему бизнес-интересы. Google и Facebook уже достигли пределов своего развития на мировом рынке. Более того, их акции стали падать. После публикации квартального отчета с низким ростом выручки и аудитории акции Facebook обвалились на 20% и, по мнению экспертов, будут дальше падать.

А необжитый рынок в лице Китая будет для компаний как глоток свежего воздуха. Именно поэтому гиганты и идут на уступки КНР. Например, Apple передала китайских пользователей iCloud местной компании, а Facebook заявлял о намерениях создать в Ханчжоу свой филиал. По этому пути движется и Google.

Совершенно иной вопрос получится ли у Google отбить давно потерянный рынок и монетизировать свое присутствие на нем. За восемь лет отсутствия в Китае, монополию получил конкурент Baidu — по разным оценкам у него около 70% рынка. При чем этот конкурент мощный и вряд ли просто так отдаст свою прибыль и пользователей. У Baidu создана своя экосистема с похожими на американский аналог сервисами — с музыкой, видео, картами и многим другим. Также компания вкладывает большие суммы денег в развитие искусственного интеллекта и постройку самоуправляемых автомобилей. Никого не удивит, что правительство страны всячески способствует развитию поисковика. У Baidu очень серьезные позиции на внутреннем рынке, которые будет очень сложно пошатнуть.

Скорее всего, что Google получит очень маленькую долю на рынке и просто не сможет конкурировать с столь могущественным соперником. А вот прецедент признания гигантской компанией китайской цензуры станет прекрасным аргументом для властей КНР. В случае чего всегда можно опереться на тот факт, что даже такой техногигант как Google работает по правилам страны.

Да и неизвестно примут ли в Китае Google. Жителям Поднебесной просто незачем переходить на другой сервис, ведь у них давно есть аналоги наших приложений: Twitter — Weibo, WhatsApp — Wechat, Quora — Zhihu.